С чего начать

Мы живем большей частью как будто совершаем предварительную подготовку, мы как бы пишем черновик нашей жизни, в том смысле, что, может быть, когда-нибудь мы начисто этот черновик перепишем. И пишем мы начерно в течение всей жизни, и не приходит время, когда успеть начисто всё переписать.

А если бы мы сознавали, что это - окончательное, что каждое написанное слово будет навсегда, каждое действие будет навсегда, как бы бережно мы относились и к слову, и к действию!

Если бы мы думали, что тот человек, с которым я разговариваю сейчас, через одно мгновение может быть мертвым, как бы бережно мы выбирали мысли и слова, с какими чувствами стояли бы перед ним. Те из нас, которые потеряли близких, это наверняка понимают.

И тогда нет мелкого и нет великого: всё велико, потому что всё самое как будто незначительное может собой выразить всю любовь, всю глубину отношений. Не только слова - но тон голоса, не только то, что сделано, - но как оно сделано. Всё может стать так значительно: взор, улыбка, малая, еле заметная забота...

Мы часто ищем в Евангелии пути и часто недоумеваем: где бы начать, с чего, как начать? Есть личность Христа, такая сильная и такая ласковая, есть Его дела, пример, который Он нам дал с тем, чтобы мы последовали за Ним, есть Его слова, слова истины, слова, о которых Спаситель говорит, что они - дух и они - жизнь (см. Ин. 6, 6,3), есть Божия сила, изливающаяся в таинствах и в тайне Церкви, есть заповеди Христовы.

С одной стороны, они так просты и малочисленны: возлюби Бога всем сердцем, всем разумом, всей крепостью, всей жизнью твоей и возлюби ближнего, как самого себя (см. Мк. 12, 29-31). С другой стороны, они так многочисленны и обращены к такому разнообразию людей и положений; где нам начать? Что значит "возлюбить Бога", где нам найти чувство любви? Что значит "возлюбить ближнего", где найти чувство любви? А если чувства нет - то в чем же любовь?

Еще одна сторона - многообразие заповедей - с которой начать? с самого легкого? или с того, что нам кажется самым легким до того, как мы прикоснемся к нему? или с самого трудного? начать ли с самого привлекательного? или, наоборот, с того, что менее всего нас влечет к себе? или есть какая-то иерархия заповедей - более важные и менее важные? Но нет, как будто этого нет. Где начать?

Когда мы читаем Евангелие, мы переживаем его очень различно: каждый из нас по-разному, но также каждый из нас по отношению к отдельным его частям. Некоторые евангельские слова, события, даже черты личности Христовой нам чужды, не только не находят они отголоска в нас…

Есть другие места, которые не вызывают в нас бури недоумений, негодования или отречения, но места, которые до души не доходят. Да, сказали бы мы, раз так судит Бог, верно, оно так и есть, но я не понимаю, не чувствую, не знаю этого.

Но есть другие места, о которых мы можем сказать, как Лука и Клеопа друг другу говорили: да, от этих слов сердце горит, от этих слов делается светло на душе, поднимается заря в мысли, от этих слов я делаюсь чище и светлей, эти слова во мне вызывают новую силу, новую надежду, новую радость.

Вот эти слова нам надо отмечать: эти слова обращены к нам лично. Это могут быть очень разные слова: одного трогает одно, другого трогает другое, каждый прислушивается к тому, что Господь ему лично сказал.



Антоний Сурожский "День Седьмой" (отрывок)